Заметки по истории.

Автор В. К. Ермаков.


Русы - "северные люди".
01
vasily_kuzmich
Читать...Collapse )

Свидетельства о русах конца VIII - начала IX веков.
01
vasily_kuzmich


Свидетельства о русах конца VIII - начала IX веков.

Вопрос о первых упоминаниях ранних русов попрежнему не имеет однозначного решения. Мы тут рассмотрим только свидетельства о русах конца VIII - начала IX веков, которые отразились в русских летописях.

В лето 6360 наченшю Михаилу цсерьствовати . нача се прозывати Руская земля . И семъ бо оуведахомъ . яко при семъ цсари приходиша Русь . на Цсарьградъ . яко же писашеть в летописании Грецкомъ . (Ипатьевская летопись, л.8 - 8об)
Во многих летописях история Руси начинается с эпохи правления Византийского императора Михаила III (842 - 867), при котором произошло заметное событие, отразившееся во многих источниках - поход русов на Константинополь в 860 г. В русской летописи этот поход приписан Аскольду и Диру и датирован 866 г., что близко к дате крещения Руси при патриархе Фотии I около 867 г. Описание, якобы, "неудачного" похода полностью списано с византийских летописей, причём приправлено рассказом о чуде с покрывалом Богородицы (Свидетельства самого патриарха Фотия и "Веницианской хроники" Иоанна Диакона повествуют о добровольном уходе русов и даже о их "триумфе").

Но во многих более поздних списках новгородских и московских летописей сохранилось интересное свидетельство, имеющее также византийское происхождение:
В лето 6374. Бысть во Грецехъ царь, имянемъ Михаилъ, и мати его Ирина, иже проповедаеть поклонение святымъ иконамъ, 1-ю неделю поста. О семъ бо уведехомъ, яко при семъ цари приходиша Русь на Царьгородъ, и якоже пишется въ летописании Гречестемъ, въ 14 лето Михаила царя , прииде Асколдъ и Диръ на Грекы къ Царюграду.(Воскресенская летопись Карамзинский список)..
далее следует стандартное описание "неудачного" похода Аскольда и Дира.
Здесь заметно, что по какой-то причине упоминается не только царь "именем Михаил", но и царица Ирина, якобы "мать его". То что сведения взяты из агиографической литературы видно по ссылке на то, что Ирина проповедовала иконопочитание. Но тогда получается, что первые упоминания руси в византийской литературе должны относиться к периоду правления Ирины (797 - 802), а при неком Михаиле русы приходили впервые к Константинополю. Причём время правления этого Михаила не должно быть слишком далёким от времнени правления Ирины.

Позднейшие летописные списки уже или содержат "правильные" сведения - матерью Михаила (Третьего) названа Феодора, а в некоторых даже сохранились следы исправлений:
В лето 6374.Бысть во Грецех царь, именем Михаилъ, [и мати его Ирина, иже проповедает святым иконам поклонение, 1-ю неделю поста]...(IV Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского, л.16 об) зачёркнуто[и мати его Ирина, иже проповедает святым иконам поклонение, 1-ю неделю поста] и выноска: сынъ Феофила иконоборца и мати его Феодора.
Ещё Тихомиров в 1960-е г.г. отмечал, что русские летописцы все сведения о руси, относящиеся к периоду Ирины, относили к своего рода "каноническому" периоду Михаила III. Например, в Новгородской I и Устюжской летописях время княжения Кия отнесено к 854 году:
"в си же времена бысть в Гречько земли цесарь, именем Михаил и мати его Ирина"(Новгородская Первая летопись. М., 1950, с. 20), проанализировав эти сообщения Тихомиров сделал вывод, что "время Кия" относится к концу VIII - началу IX века (см. Тихомиров М. Н. Русское летописание.—М.. 1979, с. 52 - 53).
Этот вывод нашёл подтверждение и в археологии, поскольку возникновение крепости (волынцевской культуры) на Старокиевской горе относится именно к последним десятилетиям VIII века. Об этом писал
Шаскольский И. П. в статье "Когда же возник город Киев?" (в сб. Культура Средневековой Руси. Л., 1974, с. 70—72), причём независимо от выводов Тихомирова.
(Впрочем Яков Рейтенфельс пересказывал какую-то летопись по которой основание Киева относилось к царствованию Льва Исавра в 728 г., но это отдельный разговор).

Очевидно, что к временам Ирины можно отнести также сохранённое в Густынской летописи и Киевском Синопсисе, датирующее 790 г. некое мирное соглашение славено-россов с греками:
"О том, когда Росси начали письмена знать.
Надлежит знать, что Славеноросський народ еще году от Рождества Христово семьсот девяностого почав письмо иметь и знать, потому что в том году кесарь греческий, войну вивши со славянами, и замирившись, послал им в знак дружбы и непреложного мира буквы, то есть слова азбучные: А, Бы, В и другие, что в то время на основе греческого письма были новоизобретены ради славян. И с тех пор Россія наша начала письмо и книги знать, и деяние свои описывать
."
http://www.izbornyk.ru/synopsis/syn04.htm
Здесь надо уточнить, что если в первоисточнике дата была приведена по Александрийской эре "от Адама" (принятой некогда в Болгарии), то следует прибавить 8 лет, и тогда получим "знаковую" дату - 798 г. Эта дата приходится именно на правление Ирины (797 - 802), а также на войну болгар с византийцами и франков с саксами и вендами. Участие в этих событиях русов вполне вероятно, и скорее всего на стороне болгар. К этим события, очевидно следует отнести известный поход русов Бравлина в Крым, описанный в "Житии Стефана Сурожского", и известный только в русском переводе.
"По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота"
Далее, было разграбление церкви, явление Стефана, болезнь князя и его вельмож, затем их крещение, освобождение пленных, возвращение награбленного, и чудесное исцеление.
События датируются концом VIII века, потому что Стефан родился приблизительно в начале того же века, а подпись Стефана архиепископа Сугдеи стоит под постановлениями собора 787 г., весьма вероятно, что это одно и то же лицо. Также вероятно, что Стефан умер в ближайшие годы после собора, а "мало лет минуло" после его смерти и дата 798 г. неплохо совпадают. Здесь ещё следует отметить, что крещение Бравлина и его вельмож вполне вписывается в сообщение Киевского Синопсиса о том, что "кесарь греческий ... замирившись, послал им в знак дружбы и непреложного мира буквы, то есть слова азбучные: А, Бы, В и другие, что в то время на основе греческого письма были новоизобретены ради славян", то есть создали некую азбуку, для перевода в том числе богослужебных книг для новообращённых "славяно-россов". О бытовании у русов христианства писал в 840-е г.г. ибн-Хордадбех, а о наличии русских переводов Евангелия и Псалтыри в Корсуни в 861 г. сообщает "Житие Кирилла Философа".

Но мы отмечали, что во-первых Ирина названа матерью Михаила, т.е. хронологически правление Ирины, очевидно близко правлению некоего царя Михаила (но не Третьего). И во-вторых, то что участие русов в войнах болгар против византийцев было скорее всего вспомогательным, а не основным. Иначе велика вероятность, что основные византийские хроники как-нибудь описали бы собственные нападения русов. То что русы были в каких-то агиографических сочинениях - более-менее очевидно (это доказывается и греческим "Житием Георгия Амастридского", где есть описание морского набега русов на Пафлагонию, предположительно в 830-е г.г. Вероятно и здесь речь тоже о какой-то вспомогательной операции, то есть  опять участие русов на чьей-то стороне).
В свете этого большой интерес представляет поздняя (XVII век) передача Яковом Рейтенфельсом некоего греческого или болгарского свидетельства о русах, воевавших на стороне болгарского царя Крума (или Крунна) против византийцев царя Михаила I Куропалата (он же Михаил Рагнаве):
"В 810 году император греческий Михаил Куропалат вел с переменным успехом войну с болгарами, поддерживаемыми русскими. Те же русские помогали Крунну, царю болгарскому, при взятии им богатейшего города Мезембрии, когда он нанес императору страшное поражение."
http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Reutenfels/text11.phtml?id=1179
(Рейтенфельс Яков. Сказания Светлейшему Герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. Книга 1. Глава 1).
Михаил Куропалат царствовал в 811 - 813 г.г., поэтому первое сообщение следует отнести к 811 г. Взятие Мессамбрии (Мезембрии) датируется 1 ноября 812 г. Здесь мы и видим, что русы играют роль союзников болгар, которых [союзников] совсем не упоминают такие классические византийские летописцы, как Феофан Исповедник. Известно, что после взятия Мессамбрии войска Крума, а значит и его союзников русов, вплотную подошли к Константинополю. И хотя осады не было, но "поход руси к Царьграду при царе Михаиле" состоялся. Только не при Михаиле III, а на 48 лет раньше - при Михаиле I.  Вспомним теперь о хронологии "классической" ПВЛ: согласно ей "первый поход" русов на Царьград состоялся в 866 г., а правление Михаила III привязано к 852 г., хотя реально Михаил III Пьяница начал царствовать в 842 г. Посчитаем: 866 - 852 = 14 лет, то есть по мнению русского автора "первый поход" состоялся на 14-м году правления царя Михаила III. А реальный поход 860 года, состоялся на 18-м году  реального правления царя Михаила III - разница весьма существенная, и простой ошибкой или подгонкой её не объяснишь, причем летописец ссылаясь на греческий источник пишет, что событие произошло именно "на 14-е лето правления царя Михаила". Но если предположить, что в первоисточнике расчёт вёлся от начала правления царицы Ирины, а в тексте была запись, что поход был "на 14-й год от начала правления Ирины (и от начала восстановления иконопочитания) при царе Михаиле", то получим тот же 811 г. Славянский переводчик вполне мог пересказать фразу "на 14-й год от начала правления Ирины при царе Михаиле" своими словами, как "на 14-й год правления царя Михаила и матери его Ирины". Это, конечно, реконструкция, но она объясняет многие хронологические нестыковки.

Интересный расчёт сделан по русским летописям.
Цитирую интернет-статью "Во всём ли можно доверять летописям?"(автор мне неизвестен):
 "«От Адама до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 лет и 1 год, а от Давида до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до вышеупомянутого Михаила 542 года».
Казалось бы, этот расчет выглядит до того солидно, что проверять его – пустая трата времени. Однако историки не поленились – сложили названные летописцем цифры и получили не 6360-й, а 6314 год! Ошибка в сорок четыре года, в результате чего получается, что Русь ходила на Византию в 806 году. Но известно, что Михаил Третий стал императором в 842 году
."
http://sudar-mb.narod.ru/page/book1/page2.htm
Если применить Александрийскую эру, то получим 814 год, что близко к 812/813 г., когда русы совместно с болгарами приблизились к Константинополю. Всё сходится.

Итак, мы получили подтверждения, что русы упоминались в некотрых византийских источниках при царице Ирине (797 - 802) и царе Михаиле I (811 - 813). Эти свидетельства были приняты средневековыми русскими историками за сообщения о событиях 860 г., в итоге в летописях все события были "слиты" в один временной промежуток - правление "царя Михаила" (т.е. Михаила III) и "матери его Ирины".

Свидетельства о русах конца VIII - начала IX веков в византийских и русских источниках (реконструкция):

798 - Война русов против Византии на стороне Болгарии. Поход Бравлина в Крым. Крещение русов в Суроже. Создание первой христианской азбуки для славян и русов.
811 - Участие русов в войне Болгарии против Византии. Русы союзники болгар.
812 - Участие тех же русов во взятии Мессамбрии войсками Крума. Наступление войск Крума на Константинополь - первый поход руси на Царьград.
 



Арсания.
01
vasily_kuzmich
Читать...Collapse )

Предуведомление.
01
vasily_kuzmich
В. К. Ермаков - историк. Использует этот журнал для электронной публикации своих статей и материалов.

?

Log in

No account? Create an account